«Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе» продолжает цикл статей...

«Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе» продолжает цикл статей...

Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе» просит разместить на сайте учреждения статьи:

1.      «Круглый, сладкий, полосатый чем полезен арбуз;

2.      «Рекомендации для населения по выбору бутилированной воды»;

3.      «Рекомендации по режиму дня школьников, нормам сна и отдыха».


 Круглый, сладкий, полосатый, чем полезен арбуз

 

У каждого летнего месяца в России есть свои сезонные символы: в июне люди покупают клубнику, в июле – черешню и абрикосы, а август традиционно – месяц арбузов. 

Как сообщает Роспотребнадзор, первые бахчевые поступают в продажу в июле – их импортируют из стран ближнего и дальнего зарубежья. Однако самые спелые и сладкие арбузы и дыни можно выбрать только в конце лета. На российской земле – в Волгоградской, Астраханской областях, Ставропольском и Краснодарском краях – произрастают самые надежные бахчевые. Именно они оказываются в точках продаж в день открытия сезона – 1 августа.

За что же мы так любим арбуз? Несомненно, за яркий вкус, сочную и сладкую мякоть. А еще – за пользу, которую несет в себе эта витаминная бомба.

Арбуз более чем на 90% состоит из воды. В арбузной воде содержатся витамины А, В, С и Р, соли натрия, кальция, железа, магния. Особый химический состав этого сока делает арбуз идеальным продуктом для профилактики болезней почек, некоторых заболеваний сердца, подагры. Эта ягода – чемпион по содержанию железа, поэтому ее рекомендуют употреблять при заболеваниях крови, в том числе – и при малокровии. А вот сахара в арбузе мало – всего 6%, его можно есть диабетикам и всем, кто соблюдает диету.

Дыня, как и арбуз, очень полезна для детей и взрослых. В ее мякоти присутствуют многие витамины и микроэлементы, которые необходимы человеку для поддержания здоровья организма. Витамины С, А, Е, РР и В, натрий, калий, магний, кальций, марганец, бор, железо, кобальт, ванадий, йод, аминокислоты, омега-3 и 6, фруктовые сахара – все это получит ваш организм, если вы съедите небольшой кусочек дыни. Содержание некоторых веществ превышает суточную потребность почти в два раза!

В свежем виде дыня относится к низкокалорийным продуктам (на 100 г мякоти приходится 38 ккал), поэтому она может разнообразить диетическое меню, но из-за большого количества сахара обладает высоким гликемическим индексом (65 единиц). Об этом необходимо помнить людям, страдающим сахарным диабетом.

Чтобы не омрачить последний месяц лета испорченным настроением от покупки некачественного продукта, важно выбрать по-настоящему свежие и вкусные арбузы и дыни.

Хороший арбуз будет не самым крупным и не самым мелким – около 5 кг. Его кожура будет гладкой – без трещин, царапин или вмятин. Цвет полосок – яркий и контрастный. Звук спелого арбуза – звонкий. Когда ягода созревает, в ней образуются микропустоты, которые и создают резонанс внутри плода.

Обратите внимание на наличие желтого пятна на ягоде. Если оно есть – это хороший знак. Бок, на котором арбуз лежал при созревании, не получал достаточно солнца, поэтому остался бледным, но ягода точно спелая, потому что созрела на грядке.

Не пытайтесь заглянуть внутрь арбуза! Болезнетворные бактерии любят сладкую мякоть и могут проникнуть внутрь, когда продавец разрежет арбуз. Помните, что такие действия повышают риск заражения энтеровирусной инфекцией. 

При выборе дынь действуют те же рекомендации, что и для арбуза, однако есть небольшое отличие. У дыни противоположная сторона от хвостика должна быть немного мягкой, иначе она считается незрелой. При щелчке по спелой дыне звук будет глухим. Плод обязательно должен приятно пахнуть – если аромат не слышится, приобретать такой продукт не стоит.

Для продавцов бахчевых культур также существуют правила продажи. Арбузы и дыни должны располагаться на деревянных настилах высотой не менее 20 см от земли и обязательно под навесом.

Перед употреблением арбузы и дыни необходимо тщательно вымыть теплой водой с мылом. Если не получилось съесть плод сразу, хранить его нужно в холодильнике.

Статья

Рекомендации для населения по выбору бутилированной воды

 

Обязательные требования безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную питьевую воду, требования к процессам ее производства, хранения перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке питьевой воды установлены техническими регламентами Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011),  «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011),   техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017).

Согласно этим документам питьевая вода должна быть безопасной для потребления человеком по микробиологическим, паразитологическим и радиологическим показателям, безвредна по химическому составу, иметь благоприятные органолептические свойства. 

            Приобретая бутилированную воду необходимо обращать внимание на герметичность бутыли. На бутыли должны быть все атрибуты маркировки, в том числе по наименованию, дате выработки, сроке годности и условиям хранения.

Вода должна быть прозрачной, без осадка и посторонних включений.

Питьевая бутилированная вода не должна храниться под прямыми лучами солнца, возле отопительных приборов. Хранить бутилированную воду нужно при температуре от + 2º С до + 20º С в затемненных, проветриваемых помещениях. На бутылях емкостью более 5 л и на каждой бутылочке с водой для детского питания должен быть указан срок годности после вскрытия упаковки.

Маркировка питьевой воды для детского питания должна содержать следующую информацию: 1) слова «для детского питания» или иное указание предназначения питьевой воды для детского питания;

2) сведения о возрастной группе детей, для которой предназначена питьевая вода

(от 0 до 3 лет или с 3 лет);

3) общая минерализация (в г/л или г/дм³);

4) слова «основной состав», где указываются элементы химического состава питьевой воды для детского питания и предельные значения их количества (в мг/л или мг/дм³).

При производстве питьевой воды для детского питания не допускается:

1)      использование сернокислого серебра;

2)      использование диоксида углерода в качестве консерванта;

3)      использование при обработке препаратов хлора;

4)      внесение препаратов йода и фтора при производстве питьевой воды для детского питания, предназначенной для детей от 0 до 3 лет

При использовании в офисе или дома систем розлива (кулеры, помпы) нужно помнить, что эти устройства должны подвергаться регулярной промывке и обработке (дезинфекции). Обработка должна проводиться специальными средствами, не допускаются к использованию препараты с содержанием хлора.

Помните, если Вы сомневаетесь в качестве бутилированной воды, то вы вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации, потребовать у продавца документы, подтверждающие качество и безопасность продукта (декларацию о соответствии), а на воду для детского питания - свидетельство о государственной регистрации.

 

                                                                                                        Рекомендации по режиму дня школьника, нормам сна и отдыха

 

Приближается новый учебный год. После продолжительного летнего отдыха школьникам требуется определенное время, чтобы войти в рабочий ритм. Для того, чтобы ему было легче адаптироваться к учебному процессу, очень важно правильно организовать его режим дня. 

Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха и т. д. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает маленьким школьникам привыкать к новой жизни, сочетать отдых и учебу.

Основными элементами режима дня школьникаявляются:учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. Рекомендуемый объем максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня: для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков; для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков; для обучающихся 5-6 классов не более 6 уроков; для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2 уроке; 2-4 классов - 2-3 уроках; для обучающихся 5-7 классов - на 2-4 уроках.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, а большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20-30 минут.

К домашним заданиям не следует приступать сразу после прихода из школы, необходим отдых продолжительностью 2-2,5 часа, лучше прогулка на свежем воздухе.

 Важно правильно организовать рабочее место школьника в образовательной организации и дома. Мебель подбирается с учетом роста ребенка, необходимо достаточное естественное и искусственное освещение. В школе ребенку приходится в течение длительного времени поддерживать рабочую позу. Поэтому активные физические нагрузки являются профилактикой гиподинамии, а свежий воздух способствует общему укреплению здоровья.

Питание школьника должно быть регулярным и сбалансированным. Школьники должны есть 4-5 раз в день: завтрак, обед, полдник, ужин. Рацион должен содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов.

 Очень важно удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму. Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет - 10-11 часов; в 11-14 лет - 9-10 часов; в 15-17 лет - 9-8 часов. Школьникам показано увеличение обычной продолжительности сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Перед сном комнату нужно хорошо проветривать. Для крепкого и здорового сна необходимо: ложиться спать в одно и то же время, ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.), сформировать собственные полезные привычки («традиции»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение книг и т. п.

Современное обучение сопряжено с работой на персональном компьютере. Кроме того, многие дети проводят досуг за компьютерными играми. Длительные работа и занятия на персональном компьютере вызывают значительное зрительное напряжение, ухудшают общее состояние ребенка. Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером не должна превышать: для учащихся 1-4-х классов - 15 мин.,для учащихся 5-7-х классов - 20 мин., для учащихся 8-11-х классов - 25 мин. Работа на персональном компьютере должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. Необходимо делать перерывы и проводить комплекс упражнений для глаз, а также физические упражнения для профилактики общего утомления.

Занятия в кружках с использованием персонального компьютера должны организовываться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе и не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) - не более 60 минут, а для учащихся 6-х классов и старше - до 90 минут. Не рекомендуется играть на компьютере перед сном.

Свободная деятельность должна строиться по индивидуальному выбору. Предпочтение следует отдавать спортивным занятиям. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.

Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, то постарайтесь скорректировать его режим дня. Помните, правильный режим дня школьника - залог крепкого здоровья и хорошей учебы!   

                                                                                                                                                                                                                                                                                        Главный врач    Н.М. Иванова